Кто такие «токарики»?

Об этом вы узнаете из воспоминаний В.А. Шолыгановой
Как часто рассказы наших бабушек и дедушек о прошлом не сохраняются в нашей памяти! Бывает, что в молодости слушать их не очень хочется или кажутся их воспоминания не интересными.

А В. А.Шолыганова свою бабушку слушала внимательно и потому сейчас может ими поделиться с читателями газеты. К тому же сама Вера Алексеевна – человек неравнодушный к истории своей малой родины: в своём семейном архиве она хранит достаточно редкие фотоснимки, и ещё пишет стихи о родной деревне.

«Мою бабушку по маминой линии звали Александра Степановна Басова, родилась она в д.Макарово в 1897 году. Большая семья Басовых, в которой росло семеро детей, жила в малюсеньком домике в одну комнату. Великая труженица, добрейшая женщина, бабушка Шура была очень гостеприимной: как только увидит кого-то рядом со своим домом, спешит самовар ставить. Она была неграмотной, я учила её писать свою фамилию. Ещё помню, что один из сыновей бабушки, Виталий, единственный в селе умел вязать хвощевые постельники – такие подстилки, на которые ложились, когда мылись в печке.

Бабушка много рассказывала мне о жизни и своей деревни, и соседних, обычаях и поговорках того времени. Например, про смешные и сейчас непонятные прозвища жителей окрестных сел. «Токариками» называли жителей с. Красинское, «бобками» – с.Макарово, «голубешниками» – Колышина. «Идут бобки через токариков, просятся в гости.

– Токарики, диманков много насолили?

- Приходите, целый пруд, на всех хватит!». Как перевести на современный язык эту присказку? Идут жители села Макарово через Красинское и спрашивают у местных о том, много ли насолили огурцов. Те отвечают, что много - пруд пруди. А вот обычай провожать парней в армию, про который рассказала В. А. Шолыганова. Молодые люди ходили по домам, стучали в окно и пели: «Подай, тётенька, яичко, подай, тётенька, коко, а за это за коко нас угонят далеко». А ещё она принесла в редакцию несколько фотографий. На одной из них запечатлён её дед по отцовской линии – Шолыганов Сергей Лаврович. Как сообщила Вера Алексеевна, он был адъютантом в царской армии. На его груди – царский крест, которым награждались отличившиеся за храбрость в годы 1-ой мировой войны. Он погиб в возрасте 36 лет после контузии. А на другом фотоснимке – страничка уже советской истории. «В д.Василёво был построен балаган. Его так и называли «Василёвский балаган». Как он выглядел, можно увидеть на фото – это большое одноэтажное строение в чистом поле. Там показывали кино и проходили танцы. Сеанс кино стоит 5 копеек. Зрители рассаживались на деревянные лавки, периодически кто-то кричал: «Крысы!» и все, находящиеся в зале, дружно поднимали ноги.

По долгу службы В.А.Шолыгановой (она работала в горсовете г.Приволжска) пришлось поработать с несколькими руководителями. Самыми добрыми словами она вспоминает Н.М.Воронцову. «Такого душевного человека надо поискать! – говорит она. Много случаев доброго отношения к своим подчинённым со стороны Нины Мефодьевны может вспомнить Вера Алексеевна. Об одном из таких она рассказала так: «Мы работали в колхозе. Когда начался дождь, все работники разбежались, остались мы с Ниной Мефодьевной вдвоём. Она сказал: «Поработаем до 3-х часов». Мы поработали, а потом она меня пригласила к себе домой обогреться и обсушиться. И я, разморившись в тепле, уснула. А когда проснулась, увидела возле себя свою одежду, в которой была на поле, выстиранной и выглаженной. Возможно ли такое в наше время?»

А теперь речь о стихах нашей посетительницы. Их у неё много. Часть из них – переделки песен, часть имеют христианскую тематику – В.А.Шолыганова – человек верующий. В своих стихах она тоже пытается рассказать о каких-либо случаях прошлого, связанных с историй села Красинское.

Предлагаем вниманию читателей одно из них, посвящённое селу Красинское и отцу Михаилу.

Ох, церковь пятиглавая,
А сколько бед видала ты,
Стоишь, ты, вся в безмолвии,
А многое смогла бы рассказать.
Какие службы были здесь,
Как восхищались жители,
Какой церковный ход
Они в то время видели…
Но вот пришла беда в село –
И церковь пятиглавую
Совсем уж обезглавили,
Колокола бросали,
творили просто месть.
Иконы были рублены
И в щепки, и в дрова.
Но вот один случай
Я расскажу сама:
Был крест в селе золоченный,
Его украли женщины –
Как будто-то бы поехали
К вечерне далеко.
Всю ночь они плутали так,
Как-будто крест противился,
Никак не мог расстаться он
С родным своим селом.
Как только возвернулись,
Как возвратили крест,
Так сразу по дороге
Помчалась лошадь их.
А крест сейчас находится
В тепле, добре да в алтаре!

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Визит в редакцию В.А.Шолыгановой и её рассказы о прошлом натолкнули нас на мысль продолжить тему старых и забытых слов, когда-то бывших в употреблении у жителей нашей местности. Такие слова называют диалектами. Очень жаль, что сейчас они почти забыты, а им на смену приходят иностранные, абсолютно нам чуждые. Стоит только посмотреть телевизор, любую программу, к примеру, утреннюю, и можно услышать: «утро-бьюти», «бизнес-ланч», «ланч-бокс», «уикенд» ит.д. «Где вы планирует провести этот уикенд?», «Где купить качественные ланч-боксы?» Не смешно ли это звучит, не глупо ли? Зачем нам это, и кто так активно пытается вытеснить из нашего языка исконно русские слова и выражения – это вопрос уже другой. А мы пока призываем наших читателей поделиться своими знаниями, покопаться в памяти или обратиться к своим старшим родственникам и привести примеры диалектов нашего края. А что касается слов, приведённых в рассказе В.А.Шолыгановой, то вот какие их значения нам удалось найти в словарях и Интернете. Итак…

«Бобок» - ласково от слова «боб», второе значение: ячейка пчелиных сот, наполненная тёмным, испорченным мёдом.

«Голубешники» - от слова «голубец» или «голбец» - подполье, подвал в крестьянской избе, отгородка в виде клети, чулана в избе за русской печкой.

А вот слова «токарики» в словарях не нашлось. Возможно, кто-то из наших читателей знает, что же оно означает?


В таком балагане много лет назад крутили кино и устраивали танцы.

Утвержден Сводный план тушения лесных пожаров - Шуйские Известия Сводный план тушения лесных пожаров на 2024 год – основной документ системы организации охраны лесов от пожаров - утвердил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский.
Шуйские Известия
Региональный этап «Профессионалы» 2024 -день 1 - Медицинский колледж 26.04.24 г. прошел первый конкурсный день Регионального этапа по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2024 в Ивановской области по компетенции «Медицинский и социальный уход».
Медицинский колледж
Испанские корни и русская душа - Библиотека для детей и юношества 27 марта 2024 года в Доме на Крутицкой состоялась творческая встреча с ивановским литератором, членом Союза писателей России Натальей Мануэловной Менендес.
Библиотека для детей и юношества